Образцовый протокол матча – скачивайте и пользуйтесь.

Протокол это интегральная часть каждого матча, судья ведет его в течение всего состязания. Можно сказать, что сам формуляр и его внешний вид довольно таки точно определены нормами WSF (World Squash Federation) – а вот форма записи на протоколе может быть разной. Как в этом всем разобраться?

Каждый протокол состоит из основных данных, таких как: фамилии игроков, судьи, название турнира, количество геймов и прочие. Все это простые, очевидные вещи и никому не составит труда их заполнить, путь в гору начинается если присмотреться повнимательнее к способам записи очков или обозначениям решений судьи таким как лэт или строук.

Первое что надо запомнить – главное качество хорошего протокола это четкость и ясность записей. Протокол надо заполнять так чтобы во время матча, судья был в состоянии быстро сориентироваться в счете и общей ситуации на корте. Как вы бы себя чувствовали, играя матч, если вдруг судья, вместо наблюдать за игрой, стал бы внимательно, долго, рассматривать протокол, пробуя понять что он там парой минут ранее понаписал? Это обличает некомпетентность, очень ослабляет доверие и вызывает лишний стресс у игроков.

WSF, для того чтобы немного облегчить нам нашу сложную задачу, какой несомненно является заполнение протокола во время матча, опубликовала советы для судей, как надо это правильно делать. К сожалению, в образцах от WSF приведены только главные правила заполнения протокола. Наша статья была написана, для того чтобы со всеми мелочами объяснить как и что записывать на протоколе, так чтобы судья ведущий матч, смог записать все, что происходит на корте и не раздумывал: какой сейчас счет, с какого поля и кому подавать, и прочее.

Как выглядит заполненный протокол – видно на картинке, все описания в этом тексте будут относиться именно к нему – конечно надо не забывать, что это только предложенный WSF образец, и существуют, и другие протоколы, например в горизонтальном раскладе или без выделенных строк. Практически все виды протоколов содержат большинство из описываемых в статье полей и заполняются по схожим правилам.

prot

Хорошее судейство и ведение протокола это главным образом внимание с первых секунд игры, помните если будучи в шкуре судьи провороните момент и не запишете какую либо ситуацию на корте, чем дальше в матч тем сложнее вам будет вспомнить.

ШАГ ЗА ШАГОМ

Что мы должны сделать перед началом матча?

По мере возможности вначале стараемся заполнить все нужные поля заголовка то есть:

Tournament – название турнира (часто оно уже напечатано на протоколе)
Division – группа/категория/дивизия матча (например DIVISION II, OPEN C, OPEN 45+, GU15, и тому подобное)
Round (раунд, тур) – первый, второй, полуфинал, финал.
Court – номер корта на котором будет матч
Time – время начала матча (так как записано в расписании матчей)
A – фамилия имя первого игрока либо название команды если турнир в командном зачете
B – фамилия имя второго игрока либо название команды если турнир в командном зачете
Start – настоящее время начала матча (окончания разминки)
Date – дата матча.
Referee (Судья) – Имя и фамилия судьи ведущего матч.
Marker (Маркер) – имя и фамилия Маркера (в случае если матч в системе трех судей, в это поле вписываем имя и фамилию бокового судьи – того который ведет запасной протокол)

Во время матча.

После окончания разминки и объявления матча, судья приступает к заполнению самой большой и сложной части протокола – записи счета розыгрышей.

Два самых популярных способа записи очков приведены в первом и втором гейме нашего протокола.

Оба способа довольно похожи друг на друга – метод 2 легче читать при объявлении счета и более “элегантен”, но требуется больше писать – в нашем описании будем преимущественно пользоваться методом 1 – более простым для записи.

Начинаем. В место под временем разминки (game 1) вписываем час, минуту и секунду начала первой игры (game), и наблюдаем за игроком, которому выпало по жребию право подачи. Судья, как только увидит, с какого поля будет подавать игрок, должен вписать цифру “0” по стороне игрока в колонке первого гейма.

В нашем протоколе Игрок А выиграл право подачи и выбрал подавать с права – в его колонке записываем 0 R (right – правая).

Внимание: Очень часто неопытные судьи не записывают “0”, а начинают от первого выигранного очка – нельзя забывать, что решение ЛЭТ может быть и при первом розыгрыше (при 0-0), а игрок может забыть с какой стороны он начинал подавать в этом гейме – если у нас записано 0R – тогда без проблем подскажем игроку правильную сторону подачи.

Игрок А победил в первом розыгрыше – записываем 1 и букву L (left – левая), для того чтобы знать откуда он сейчас должен подавать.

Следующее очко для А и счет становится 2-0, записываем 2 R в колонку игрока А.

Теперь игрок В выигрывает очко (handout – переход подачи) – переносимся в его колонку и в следующей строке вписываем 1, ждем пока он выберет откуда будет подавать и соответственно вписываем R или L (в нашем случае он выбрал правую сторону – записываем 1 R) – счет гейма 2-1.

Далее игрок В выигрывает 5 мячей под ряд, в его колонке записываем значения 2R,3L,4R,5L.

И вот игрок А побеждает в розыгрыше – счет становится 3-5 – смотрим что он идет к правому полю подачи и записываем у него 3 R.

Все легко и просто не так ли? – и так далее продолжаем записывать аж до 11-ти 🙂

Наш матч до конца первого гейма прошел без всяких нестандартных ситуаций – так что после окончания гейма записываем время (game 1 stop) и внизу колонки записываем результат 7:11, под результатом вписываем А или В (или фамилию игрока) – в зависимости от того, кто выиграл гейм – в нашем случаем это игрок В.

Часто удобнее и лучше заметно – подчеркнуть наискосок окончание гейма и записать его результат прямо в колонке, а победителя отметить обведя его букву вверху колонки гейма – так как это показано в геймах 3 и 4.

Первые два гейма прошли без решений – записи ведем уже увереннее – ну жизнь судьи не бывает столь легкой и часто надо решения записать в протокол. Запись решений в протокол дает нам информацию насчет их количества в матче, что для судей которые в процессе повышения своих классов судейства. Очень важно – остальные читатели могут эту часть статьи прочитать как сборник полезных советов, без нужды их применения на практике.

Для начала записи наших решений в протокол, мы должны знать какие это могут быть решения и конечно принимать их во время матча.

  • с игры – No LET (NL,N), Yes LET (YL, Let), Stroke (Str,St).
  • поведение – Conduct Warning (CW) – предупреждение; Conduct Stroke (CS) – потеря очка; Conduct Game (CG) – потеря гейма;  Conduct Match (CM) – потеря матча.
  • решения насчет времени, например для травмированного игрока, Self Inflicted (SI) – по своей вине, Contributed or Both Inflicted (BI) – оба виноваты, – например столкнулись; Opponent Inflicted (OI) исключительно по вине соперника,
  • остальные решения, например, о переносе матча на другой корт – записываем в форме словесного описания ситуации.

С игры – записываем по стороне игрока который просил лэт. Важно, чтобы решения Yes LET стараться записывать каждый раз в новой строке – таким образом потом можем посчитать сколько было розыгрышей мяча в этом гейме – подсчитав строчки.

Решения NL и ST записываем или в строке, которой они относятся или в следующей, как YL. Это, конечно , пример а не обязательное правило, потому что так практично. Но если хотим – можем записывать совсем по другому, так как нам лично удобнее.

В 3-ем гейме показаны разные варианты записи решений – при 2-3 был Строук для В, мы его записали при 4L как (S), потом при 3-6 был Строук для игрока A – записан в новой строке перед 4R, при 6-6 было 3 раза подряд принято решение Yes Let, раз записали в колонке. A так как это было по просьбе игрока A – следующие два записаны в колонке В так как игрок В два раза просил Лэт. Потом при счете 8-10 игрок B просил лэт но решение было No Let – и так мы записали в его колонке строкой ниже и дальше шел счет для игрока А. При счете 9-10 B еще раз просил лэт и снова не получил – решение No Let – в этот раз мы записали в строке результата.

Поведение – решения связанные с поведением, формально мы должны записывать внизу протокола в специально выделенной таблице CONDUCT PENALTIES, включая причину наказания. Ну и тут возможно на скорую руку записать такое решение прямо в колонке гейма при счете, к которому оно относится. А по окончании матча хорошо бы было их переписать в нижнюю таблицу. Решение “потяжелее”, уровня CG в нашем протоколе мы записали прямо в четвертом гейме и заодно в нижней таблице, а решение Conduct Stroke при счете 9-9 во втором гейме записано исключительно при счете (тут надо заметить что игрок А подает два раза по очереди с левой стороны 9L и 10L – так как решение CS не влияет на сторону подачи).

Внимание: После решения CG или в ситуации сдачи гейма при травме/времени. – записываем игроку отдающему гейм все очки которые у него есть на этот момент – например CG при счете 7-6 – дает результат 11-6. При решении CM – текущий гейм записываем как при CG а все последующие геймы – 11-0. Это особенно важно при командных матчах там очень часто о победе всей команды решает преимущество в несколько мячей(очков). В нашем примере в четвертом гейме при 5-9 игрок B швырнул ракетку в игрока A, за что была наказан Conduct Game – и мы это записали CG 11:9 под черточкой.

(На заметку организаторам: В турнирах PSA – организатор/главный судья должен задокументировать (с описанием причин каждого решения) в специальном дополнительном протоколе все вынесенные на турнире решения о поведении (кроме conduct warning и отослать его в PSA).

Решения насчет времени – можно записать в колонке гейма, подчеркивая наискосок и записывая признанное время, игрока, и по надобности причину. В нашем протоколе в третьем гейме при счете 4-8 игрок А получил 3 минуты в связи с травмой – судорога – (SI).

После окончания матча

Когда мы уже убедились что матч окончен и ни один из игроков не собирается подавать апелляцию – записываем время окончания последнего гейма и после этого высчитываем протокольную продолжительность матча – отнимая от времени окончания матча время начала первого гейма (то есть без времени разминки, но со временем всех перерывов в течение матча) и записываем время только в минутах в соответствующее поле в нижней части протокола. В нашем протоколе от 17:06:10 отнимаем 16:09:10 – получаем результат 57 минут. Далее вписываем фамилию(название команды) победителя матча, заполняем поля с результатами геймов (очки победителя всегда вверху). После проверки подписываем и относим протокол в офис турнира (не оставляем его рядом с кортом, не мнем и запихиваем в свой карман, и тем более не выкидываем например в мусорку).

Post scriptum: Для очень внимательных, любознательных и просто зануд, которые заметили в протоколе внизу колонки каждого гейма текст “SET 1 2 3 5” – для чего он и почему там нет цифры 4?

Вернемся в прошлое – до 2010 года (а Англичане и по сей день так играют) матчи разыгрывались по системе HiHo9 – то бишь Handin/Handout (с переходом подачи без потери очка) до 9 очков. В той системе при счете 8-8 принимающий игрок заявлял хочет ли он играть до 9-ти, или до 10-ти – и судья на протоколе соответственно рисовал кружочек вокруг set1 (до 9) или на set2 (до 10).

По аналогии в США по сей день популярна система PAR15 (pointarally) с потерей очка в каждом розыгрыше, ну они играют до 15-ти очков и тут есть два варианта:

1.при счете 13-13 принимающий игрок решает играть ли до 16-ти (set3) или до 18-ти (set5).

2 .при счете 14-14 принимающий игрок решает играть ли до 15-ти (set1) или до 17-ти (set3).

Конечно если используем преобладающую сейчас в Европе и в мире систему PAR11 (с очком в каждом розыгрыше до 11 и 2 очка преимущества) – эта рамка не заполняется).

Статья написана при использовании общедоступных судейских материалов с сайта www.worldsquash.org

автор статьи, судья Польской Федерации сквоша: Роберт Врубель (rwrobel@hsoft.pl)

редакция статьи: Анастасия Нетребчук, президент ФСУ

comments powered by HyperComments

billige forbrukslån på dagen | billig lån | lavest rente på forbrukslån
X